Как вернуть деньги за несостоявшуюся поездку?

Границы закрыты, у многих сорвались долгожданные каникулы. Пандемия коронавируса, которую ВОЗ объявил 11 марта, изменила планы многих наших граждан.

И это вполне естественно, что вы хотите вернуть деньги за услугу, которая не была оказана. Но рекомендация Ростуризма для туроператоров приостановить продажу поездок в страны, где есть вспышка коронавируса, поставила под удар их бизнес. Поэтому первое, что надо понимать – перевозчикам и турагенствам возвращать деньги за уже купленные поездки невыгодно. А значит придётся побороться.

Можно ли вернуть деньги за «сгоревшие» путевки?

Хоть, компании и обещают вернуть своим клиентам деньги, лишь немногие действительно готовы это сделать. Обещая различные бонусы, скидки, ваучеры, акции, туроператоры и перевозчики стараются оставить их у себя.  Например, авиакомпания “Победа”, которая приостановила все поездки на период с 1 апреля до 31 мая 2020 года. Пресс-служба “Победы” сообщила клиентам, что перевозчик вернёт потраченные средства, за поездки, которые должны были состояться в период ограничения, но воспользоваться этими деньгами можно будет в течение года и только для покупки билетов на рейсы авиакомпании “Победа”. “Если же деньги не будут потрачены, то они поступят на банковский счет клиента”, – сообщает пресс-служба авиакомпании. 

Но что делать с поездками, которые не состоялись до 1 апреля? А если вы не хотите ждать год и вернуть средства сейчас?

Юристы компании НЭС предлагают вам не ждать, а действовать здесь и сейчас. Для начала попробуем написать заявление в компанию и потребовать решить вопрос мирным путём. 

Пошаговая инструкция для обращения в компанию:

Шаг 1: Составляем заявление

Вам необходимо составить обращение в авиакомпанию и туроператору. В заявлении укажите, что вы не можете воспользоваться услугами компании, в связи с закрытием границ из пандемии (приостановкой поездок и т.д.) и поэтому требуете возврата средств.

Грамотно аргументированное заявление может сыграть важную роль в решении компании. Образцы заявлений можно найти на просторах Сети в открытом доступе.

Шаг 2: Оформление

К заявлению прилагаем доказательства оплаты: чеки, сканы электронных билетов. Делаем фотографию (обязательно в хорошем качестве!) или скан заявления и прилагаемых документов. 

Шаг 3. Отправление 

Заказным письмом через “Почту России” или другой почтовый сервис отправляем наши бумаги. В том случае, если авиакомпания или туроператор принимают заявление по электронной почте, то лучше отправить заявление по Сети.

Дождитесь ответа в срок, указанный в договоре с турфирмой. Ответ должен быть обязательно в письменном виде. Требуйте в телефонном разговоре ответ на бумаге.

Не помогло?

Скорее всего, авиакомпания предложит вам отложить или перенести дату авиабилета. Однако, если вы совершали покупку поездки по банковской карте Visa, Mastercard, Maestro или МИР, то вы можете попробовать вернуть деньги через процедуру chargeback.

Порядок действий при подаче заявления на чарджбек:

  1. Произвести отмену проведённого платежа может только держатель карты. Владелец подает заявление в письменном виде на возвратный платёж в свой банк-эмитент (то есть тот, который обслуживает вашу карту). В заявлении необходимо аргументировать причину, по которой он считает операцию недействительной. Очень важно грамотно и полно собрать базу с доказательствами: приложить чеки оплаты, переписку с менеджерами компаний и т.д.
  2. После того, как банк-эмитент зарегистрирует заявление владельца карты, он присваивает обращению идентификационный номер и совершает передачу сведений в Международную Платёжную Систему. Банк-эмитент требует МПС списать озвученную сумму со счёта продавца (в нашем случае авиакомпании, туроператора) в рамках процедуры возвратного платежа. Интересы продавца будет представлять банк-эквайер. 
  3. Международная платёжная система, которая выступает в роли арбитра, должна передать претензию банку-эквайеру. В особо сложных случаях, МПС проводит собственное разбирательство.
  4. Банк-эквайер отправляет запрос продавцу услуг, ждёт ответа по заявленной претензии.
  5. На основе комментария продавца выносится распоряжение: удовлетворить требования по возвратному платежу или отказать.

Советы юристов НЭС:

Если вам пришёл отказ, не опускайте рук! 

Требуйте возврата средств за неоказанную услугу. Если компания ответила отказом на этапе претензии (пункт 4), то есть смысл подать заявление на чарджбек ещё раз. 

Когда заявителем представлены доказательства, которые на 100% подтверждают факт нарушения со стороны продавца или ответчик не отвечает на запросы платёжной системы, списание средств со счёта продавца производится принудительно.

Помните о сроках

Срок чарджбека по банковской карте Visa составляет 180 дней, для Mastercard – 120. Для МИР – 360 дней. 

В целом, подать заявление на возвратный платёж можно в период 540 дней с момента проведения перевода.

Редакция и юристы НЭС желают вам безопасных платежей!

С уважением, НЭС - Чарджбэк Блог