Ситуации, когда требуется сдать проездной билет на поезд, не редки и случались с каждым, кто регулярно пользуется этим видом транспорта. Несмотря на распространенность подобных обстоятельств, далеко не все пассажиры знают, как выполнить возврат проездного и уплаченных за него денег. Рассмотрим подробно, где, как и при каких обстоятельствах следует рассчитывать на возврат денег за купленный билет РЖД и как вернуть деньги за билеты РЖД.

 

Особенности возврата денег за билеты РЖД

Возврат денежных средств за билеты осуществляются в строгом соответствии с действующим законодательством и нормативными документами РЖД. Чтобы вернуть деньги, не нужно выдумывать причины или обстоятельства, достаточно следовать правилам:

  • Возврат электронных  билетов, купленных на официальном сайте РЖД. Возврату подлежат только билеты, прошедшие электронную регистрацию. По стандартной процедуре заявка на возврат должна подаваться не позднее чем за 1 час до отправления поезда. В этом случае деньги возвращаются в срок от 3 до 30 дней.
  • Возврат денег за билет, купленный в кассе. Бумажные билеты принимаются к возврату только в кассах железнодорожного вокзала, при этом потребуется предъявить документы, удостоверяющие личность (паспорт или свидетельство о рождении).
  • Возврат билетов частных перевозчиков. Если билет был приобретен у АО «ТрансКлассСервис», ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс» или ООО «Тверской экспресс», все равно надо обратиться в кассу РЖД. Получив “вспомогательный документ”, надо будет отправить его перевозчику вместе с оригиналом заявления.

Деньги за билеты возвращаются тем же способом, что и были оплачены. Например, при заказе на сайте РЖД и оплате с использованием пластиковой банковской карты, средства будут возвращены именно на нее. А при возврате через кассу выдаются наличные.

 

Процедура возврата денег за билет РЖД

В стандартной ситуации пассажир сам приобретает билет и сам же его сдает. Но нередко бывает, что билеты сдает родственник или сослуживец пассажира. Согласно правилам РЖД, в этих случаях нужна нотариальная доверенность. При возврате  электронных билетов достаточно выполнить такие несложные действия:

  • войти в личный кабинет на сайте РЖД;
  • зайти в раздел “Мои заказы”;
  • найти там билет, который собираетесь вернуть (по номеру поезда или дате отправления);
  • нажать “Запросить статус билетов”;
  • нажать появившуюся кнопку “Оформить возврат”;
  • предоставить адрес электронной почты или номер телефона человека, совершившего оплату билета.

При возврате бумажного проездного одним номером телефона не обойтись. Чтобы вернуть деньги, здесь потребуется выполнить целую процедуру, состоящую из таких этапов:

  • необходимо получить нотариально заверенную доверенность от человека, совершившего покупку билета;
  • с полученным документом обратиться в кассу вокзала пункта отправления;
  • к заявлению на возврат денег следует приложить сам билет и предоставить документы, удостоверяющие личность.

Если куплено несколько билетов, можно вернуть все сразу, часть из них.

Следует учесть, что правила возврата денег на поездах международного сообщения отличаются от внутригосударственных и зависят от соглашений, которые подписаны между Россией и другими странами.

 

Как вернуть деньги после отправки поезда

Допустим, пассажир опоздал на поезд, или у него изменились планы. Правила РЖД предусматривают возврат билетов в претензионном порядке. Если не получилось подать заявку на возврат в срок до 1 часа, следует обратиться в кассу возврата (или в любую кассу РЖД, если кассы возврата нет). В течение первых 12 часов после отправления поезда. Кассир выдаст бланк заявления, надо будет его заполнить и подписать. Взамен он выдаст “вспомогательный документ” (квитанцию). По претензионному порядку деньги возвращаются в срок от 60 до 90 дней. Но не полностью, с вычетом штрафа и других сборов.

 

Какая сумма денег возвращается после сдачи билета?

Все тарифы за оказание услуг возврата билета прописаны в правилах, установленных Министерством транспорта Российской Федерации. Пассажир, желающий сдать свой проездной, получает обратно сумму денег, которая меньше изначальной стоимости билета.

При расчете возврата вычитают такие сборы:

  • стандартная комиссия РЖД, которая до конца 2019 года составляет 203 руб.;
  • сборы банковских учреждений или платежных систем, посредством которых выполнялся перевод денег;
  • стоимость услуги возврата и штрафные санкции.

Если необходимо сдать билет, чтобы приобрести другой, можно воспользоваться услугой обмена. В этом случае человек не теряет деньги на уплату всевозможных комиссий, а только доплачивает разницу суммы, если стоимость другого поезда выше.

 

Альтернативные способ вернуть деньги на карту за билет РЖД

Наконец, опоздание или отмена поезда может быть основанием для возврата денег за билет. Обязательно нужно получить у администрации вокзала справку об опоздании поезда. На основании этого документа деньги можно взыскать по суду или через процедуру оспаривания транзакций чарджбэк.

Для этого должны быть выполнены 2 условия: 

  • оплата за билет осуществлялась с использованием банковских пластиковых карт Visa, MasterCard, Maestro, МИР;
  • пассажир обратился в РЖД с официальной претензией, а перевозчик ее проигнорировал.

Процедура чарджбэк выполняется в рамках сотрудничества между банковским учреждением и платежной системой. Поэтому, чтобы вернуть деньги, следует обращаться в банк, с карты которого выполнялась покупка проездного, а не РЖД.

Впрочем, случаев возврата денег за билеты РЖД через суд или чарджбэк сравнительно мало. 

С уважением, НЭС - Чарджбэк Блог