Начиная с 1 ноября 2020, Национальная платежная система МИР будет наказывать банки — участники за высокую долю неправомерных транзакций. Новый стандарт направлен против карточных мошенничеств, включая и преступления с использованием социальной инженерии.

Что и как ограничивает стандарт МИР

С 1 ноября банки обязаны следить, чтобы сумма неправомерных транзакций за месяц составляла не более 1 000 0000 рублей. А их доля в общем объеме операций не должна превышать:

  • Для эмитентов, выпускающих платежные карты, 0,07% от числа операций или 0,05% от суммы;
  • Для эквайеров, обслуживающих счета получателей карточных платежей, 0,2% от числа операций, или 0,5% от суммы.

К неправомерным транзакциям относятся: 

    • Списания и покупки по украденной карте;
    • Списания и покупки с использованием украденных реквизитов и CVV-кода карты;
    • Подписки, списывающие оплату без подтверждения клиента;
  • Платежи, сделанные держателем карты, введенным в заблуждение мошенниками при помощи методов манипуляции сознанием (социальная инженерия).

Последнее важное уточнение сделал Геннадий Салыч, председатель правления банка «Фридом Финанс».

Геннадий Салыч. Источник: Bankdelo.ru

Он также добавил, что кредитные организации обязательно предоставляют Банку России сведения по несанкционированным операциям. Но регулятор не накладывает на них санкций за превышение пороговых значений.

Как МИР наказывает за нарушения нового стандарта?

Если объем неправомерных транзакций превышает 1000000 рублей в месяц, платежная система оштрафует кредитную организацию, проведет аудит систем безопасности и в течение 6 месяцев будет пристально отслеживать значения неправомерных транзакций. 

Конкретные суммы санкций МИР неизвестны. Однако в аналогичной программе VISA штрафы начинаются с 25000 долларов, за каждое следующее нарушение увеличиваются еще на 25000 долларов. После штрафа в 100 000 долларов Международная платежная система разрывает договор эквайринга. Подобным образом действует и MasterCard.

Что из этого выйдет на практике?

Похоже, что регуляторы финансовых рынков обратили внимание на стремительный рост мошенничества и начали принимать меры. 

В первых числах октября Банк России опубликовал новый реестр операторов платежных систем, уточненный по итогам массового анкетирования.

А в середине октября Ассоциация банков России (АБР) совместно с Центробанком предложила дать право процессинговым центрам самостоятельно отключать сомнительные торгово-сервисные предприятия от обслуживания. Сейчас для этого требуется распоряжение банка-эквайера.

И наконец, новый стандарт НСПК МИР внушает определенные надежды. С одной стороны, эмитенты и эквайеры окажутся перед необходимостью повысить квоту рассматриваемых заявлений на опротестование платежа. С другой стороны, обманутые держатели карт станут активнее бороться за возврат средств, опираясь на решение НСПК.

Однако очевидно, что контроль платежных систем над банками не может быть эффективным без привлечения обращений обманутых держателей карт. МИРу придется создать легкодоступный канал для подачи жалоб и активно информировать о нем клиентов банков. Иначе единственным источником сведений о банковских нарушениях останется банковская отчетность. 

Сейчас держателю карты не так-то просто пожаловаться на банк платежной системе. VISA предлагает писать на адрес [email protected], У Masterсard на все случаи жизни звонок в глобальную службу поддержки 8-800-555-02-69, у МИР — 8-800-100-54-64.

Начало положено. Будем следить за развитием ситуации.

С уважением, НЭС - Чарджбэк Блог