В век бурного развития технологий все большее распространение получают электронные системы расчета за покупки, сделанные в интернете. Это связано с удобством расчетов и возможностью универсального перевода денег на любые платежные системы. Однако попутно с этим быстро развиваются и всяческие финансовые мошенники, а также недобросовестные продавцы, которые после выманивания денег попросту не предоставляют клиенту обещанного, что является крайне неприятной ситуацией. На помощь к таким бедствующим клиентам приходит процедура, давно разработанная банками и теперь дошедшая до электронных систем расчета, которая называется чарджбэк.

Суть чарджбэка

Увеличение случаев необоснованного списания средств вынудило банки и Международные платежные системы (МПС) разработать механизм, который при наличии достоверных фактов, поможет восстановить справедливость и вернуть платежи.

Чарджбэк – это процесс оспаривания платежей по официальной претензии клиента на возврат ранее оплаченных средств продавцу, по причине неоказания услуг или не предоставления товара.  К данной категории претензий также относится требование вернуть средства, переведенные финансовым компаниям для получения прибыли, которые путем мошеннических операций были утеряны.

Объектом процедуры чарджбэк является процесс движения денежных средств, субъектом выступает пять сторон, среди которых клиент, банк клиента (банк эмитент), МПС, банк продавца (банк эквайер) и продавец. Существует регламентированный по времени процесс обязательных процедур, которые должны быть проведены, прежде чем дело будет передано на рассмотрение в МПС.

Для начала клиент, должен написать официальное письменное заявление и представить доказательства о предмете договора с продавцом. После этого у банка имеется в распоряжении 60 дней для внутреннего рассмотрения дела, в процессе которого могут понадобиться дополнительные документы, не предоставить которые попросту нельзя. МПС же в свою очередь, при получении такого заявления проводит самостоятельную проверку фактов и, в случае подтверждения неправомерных действий со стороны продавца, принуждает банк эквайер возместить полученные средства, после чего передает их банку эмитенту.

В теории все предельно просто и ясно, но на практике не всегда получается добиться справедливости, поскольку банкам зачастую не выгодно проводить такую объемную работу, сопряженную с лишними затратами. В случае же с электронными системами платежей все немного проще.

Особенность проведения чарджбэка в PayPal

По большому счету, чарджбэк по банковской карте и чарджбэк PayPal практически ничем не отличаются, за исключением перечня документов и более быстрым рассмотрением дела. В случае с электронной системой платежей заявление клиента рассматривается не более 45 дней, после чего клиенту практически всегда возвращают деньги. Такая результативность в первую очередь вызвана тем, что на начальных этапах обращения клиентов, PayPal отбрасывает автоматически те претензии, которые связаны с невнимательностью покупателя. Внимание оказывается лишь тем требованиям, которые имеют явные признаки недобросовестности и мошенничества со стороны продавца.

В системе PayPal предусмотрена Программа защиты покупателей и возмещение расходов на возврат товара.

Клиент должен предоставить заявление в электронном виде, подтверждающие скриншоты сделки, всю переписку с продавцом и постоянно быть на связи, в случае возникновения дополнительных вопросов. Если рассмотреть алгоритм работы по возврату денег, переведенных через платежный сервис PayPal, то он выглядит следующим образом:

  • Покупатель в течение 180 дней с момента совершения платежа открывает спор в Центре разрешения проблем;
  • Покупатель предъявляет претензию с подтверждениями продавцу. Если в течение 10 дней разрешить спор напрямую с продавцом не удается, то нужно зайти в Центр разрешения проблем, чтобы перевести спор в категорию претензии.
  • PayPal открывает дело о принудительном возврате денег и направляет его продавцу, который обязан его рассмотреть в течение 10 дней;
  • Продавец либо представляет доказательства своей невиновности, в виде той же самой переписки, чеков об отправке товара или других документов, или же игнорирует требования;
  • Специальный отдел PayPal в течение 30 дней имеет право рассмотреть дело с приложением всех фактов, как со стороны покупателя, так и со стороны продавца и вынести свое решение;
  • Если операция подпадает под действие Программы защиты покупателей, то заявителю будет возмещена полная стоимость покупки и первоначальной доставки.
  • После ознакомления всех сторон с решением, дело закрывается.

Как уже было отмечено ранее, большая часть дел закрывается в пользу покупателя, однако бывают ситуации, когда продавец действительно не нарушал условия соглашений, так как виновником является транспортная компания. До момента получения покупателем своего заказа, товар принадлежит продавцу, в этом случае платежная система также принимает решение в пользу заказчика.

В случае оплаты услуг брокерской компании алгоритм действий тот же. Важно начинать работу по возврату денег с анализа пользовательского соглашения. Исходя из того, что брокер-мошенник должен был сделать по договору, следует собрать доказательственную базу. Уже на основании собранных материалов ведется претензионная работа и предпринимаются дальнейшие шаги по возврату средств.

Итог

В настоящее время возврат незаконно полученных злоумышленником средств является распространенной практикой, которую немного быстрее проводят именно электронные платежные системы типа PayPal. Не имея привычки усложнять и затягивать процесс составления и направления претензий на возврат денежных средств, как это практикуют банки, чарджбэк PayPal является эффективным и верным способом добиться справедливости. Поэтому прежде чем оплачивать товары или услуги у непроверенных продавцов, необходимо перестраховаться и провести процедуру оплаты при помощи PayPal.

Остались вопросы? Пишите в комментариях, и мы дадим развернутый ответ

С уважением, НЭС - Чарджбэк Блог