Банковская карта уже давно заняла позицию наиболее популярного платежного инструмента, и определенная защита ее держателя от различного рода мошенничества стала одной из главных причин такой востребованности. В частности, говоря про процедуру по возврату денег, то есть чарджбэк, мы подразумеваем оспаривание платежа, произведенного именно с карточного счета. В случае возникновения спорной ситуации клиент банка может инициировать чарджбэк по банковской карте, и при его успешном проведении деньги по той или иной транзакции вернутся на счет держателя.

Что нужно, чтобы сделать чарджбэк по банковской карте

Инициирует данную процедуру пострадавшая сторона. Это может быть покупатель, который произвел оплату покупки, но не получил товар, или трейдер, которого обманул брокер и т. д. Главным требованием к нему будет только наличие карты, обслуживаемой международной платежной системой, например, Visa, Мир или MasterCard, а также наличие оснований для инициации возврата денег.

Запускает чарджбэк банк, в котором была выпущена карта пострадавшего после подачи клиентом соответствующего заявления. Со своей стороны банковское учреждение обязано:

  • принять и рассмотреть заявление клиента в течение 30 календарных дней;
  • по истечении этого срока дать ответ по результатам обработки этого документа;
  • зачислить на карту денежные средства, при возврате платежей банком-эквайером.

Конечно, не все так просто, и у клиента должны быть реальные основания для запуска чарджбэка по банковской карте. Кроме того, инициировать данную процедуру нужно в определенные сроки (установленные регламентом той или иной платежной системы).

В каких случаях можно инициировать чарджбэк?

Вернуть деньги на свою карту можно не всегда, но в список оснований для запуска процедуры чарджбэка однозначно входят:

  1. Мошеннические операции, проведенные с помощью банковской карты. В основном, сюда входят явные случаи мошенничества, например, двойное списание средств со счета, скимминг в банкоматах и др.
  2. Ошибки в обработке платежа. Иногда незапланированное списание средств без согласия держателя карты происходит случайно в результате сбоев в работе POS-терминала или просто человеческого фактора. В том или ином случае это легко доказать, после чего деньги возвращаются стороной, принимающей оплату (например, магазином).
  3. Спорные ситуации между компанией и ее клиентом. В эту категорию входят, как случаи неоказания должных услуг или покупке товаров при их полной оплате, так и отдельные случаи, связанные с брокерскими услугами.

Когда банк запускает процедуру чарджбэка, он указывает конкретную причину, которой присваивается определенный шифр. Для разных платежных систем этот код может отличаться: к примеру, случаи мошенничества шифруются номером 4863 для MasterCard или 81 для Visa.

Как все происходит

После подачи заявления и всех необходимых документов (доказательств того, что у вас действительно есть основания для осуществления чарджбэка: фотографий дефектного товара, копии чека, скриншотов переписки  с компанией и т. д.) банк-эмитент рассматривает запрос, передает через платежную систему требование банку-эквайеру, а затем делает обратный платеж на карту пострадавшей стороны.

Если же эквайер не согласен с требованием по возврату средств, то он может отправить эмитенту отказ (в течение 45 дней). Особенно часто негативный ответ поступает в случае отсутствия у пострадавшей стороны доказательств, однако даже при таком раскладе эмитент может повторно направить запрос на возврат денег.

Отказ в чарджбэке: список причин

Отказ в возврате средств — это не редкость, причем, зачастую это связано с ошибками со стороны пострадавшего. Наиболее распространенные причины отказа таковы:

  • допустимый период времени на инициирование процедуры был упущен;
  • у пострадавшей стороны нет или недостаточно доказательств для формирования запроса на чарджбэк;
  • некомпетентность сотрудников банка-эмитента.

В том или ином случае, банк обязан рассмотреть ваше заявление, поэтому нужно серьезно подойти к его оформлению, а также сбору доказательств. В идеале, стоит обратиться за помощью к специалистам в данной области, которые подскажут, как повысить свои шансы на возврат.

Если же причина отказа как-то связана с некомпетентностью персонала банка, вы можете подать жалобу на неправомерное действие этих сотрудников в Центральный Банк,  и, скорее всего, чарджбэк по банковской карте будет запущен быстрее.

С уважением, НЭС - Чарджбэк Блог