Выполняя транзакции с использованием реквизитов банковской карты, можно столкнуться с разного рода неприятностями. То оплаченный товар или услугу получить не удалось, то деньги на нужный счет не поступили или что-то еще произошло. Если переговоры с теми, кому были адресованы перечисления с банковской карты, положительного результата не дали, то выход из ситуации все же есть. Нужно знать, как сделать чарджбэк, чтобы платеж поступил обратно.

В чем суть процедуры

В интересах платежных систем заложено бесперебойное прохождение платежей. Тогда каждый владелец банковской карты будет оставаться уверенным в том, что избранной им платежной системой пользоваться удобно и безопасно. Поэтому такие гиганты, как MasterCard и Visa разработали детальные руководства, стремясь предусмотреть все возможные проблемы, при совершении транзакций. Были проработаны до мелочей механизмы, позволяющие владельцу банковской карты быстро и без потерь выйти из неприятной ситуации.

Правила, разработанные платежными системами, по сути, являются не более, чем рекомендациями для участников. Присоединяющиеся к ним банки, эмитенты, выпустившие пластиковые карты, и эквайеры, проводящие транзакции, предпочитают этих пожеланий добросовестно придерживаться.

Если владелец пластиковой карты оказался в ситуации, предусмотренной правилами платежных систем, то он вправе обратиться в свой банк за помощью в проведении возвратного платежа. После чего эмитент запросит у своего клиента доказательства обоснованности чарджбэка. Банк, признав их достаточными, свяжется с эквайером, чтобы тот возвратил деньги. Так инициируется процедура чарджбэк. На случай, если эмитент и эквайер не смогут договориться между собой, предусматривается разрешение спора в высшей инстанции. Ею становится арбитраж платежной системы, чье решение станет окончательным.

Насколько эффективно действует такой механизм

Платежные системы запускают процедуру возвратного платежа крайне осмотрительно, используя ее как крайнее средство. И прибегать к нему считают возможным только тогда, когда никаким другим способом вернуть деньги не получается.

Банки, запустив процедуру, пользуются ею очень эффективно. Решения принимаются быстро и не выполняются только в крайне запущенных случаях, когда, например, обращение за помощью последовало со значительной задержкой по времени. Штрафы в отношении недобросовестных получателей платежей сравнительно невелики, 20-25 долларов или евро. Но могут и возрасти до 100, если транзакции станут опротестовывать чаще. А если доля опротестованных транзакций в чей-то адрес достигнет 1-2% от общей суммы поступлений, то платежные системы заблокируют расчетный счет компании-получателя.

Противодействовать платежным системам сложно, они эффективно защищают интересы своих пользователей даже в ситуациях, которые не регулируются нормами национального и международного законодательства. Таким образом, возврат денег посредством чарджбэка куда вероятнее, чем при обращении в суд,  а времени на разбирательство будет затрачено во много раз меньше.

В каких случаях плательщик вправе оспорить транзакцию

Основания, используемые руководствами платежных систем, можно свести к таким:

  • продавец, получив деньги, не поставляет товар/услугу, а возвращать оплату не собирается;
  • с карты требуемую сумму списали неоднократно;
  • сумма транзакции оказалась выше, чем оговаривалось при покупке;
  • списание проведено за покупку, к которой владелец карты не имел отношения;
  • оплаченную услугу/товар не предоставили или предоставили, но несвоевременно, или предоставили не в соответствии с описанием;
  • использование различных мошеннических схем.

Процедуру возвратного платежа не инициируют, если не соблюдены специальные требования:

  • со времени совершения транзакции прошло более 540 дней;
  • отсутствуют документальные подтверждения транзакции и попыток договориться с продавцом;
  • не указаны принятые платежными системами для определенных случаев цифровые коды.

Что необходимо сделать, чтобы вернуть деньги

Прежде всего, не откладывать дело в долгий ящик. Опоздав с обращением, можно оказаться в ситуации, когда непредвиденные задержки будут происходить на всех этапах процедуры. А это сведет к нулю результативность действий.

Начать нужно со сбора документальных подтверждений того, что транзакция была совершена, и предпринимались попытки выполнить рефанд (возврат денег продавцом). В качестве доказательстве принимаются квитанции и чеки, скриншоты и фотографии, аудио- и видеозаписи переговоров, ссылки на документы, размещенные на сайтах и т. д.

Следующий этап – обращение в банк, выпустивший пластиковую карту. Благополучно пройти этот этап крайне важно, потому что в дальнейшей процедуре участвовать уже не придется. Останется только пассивно дожидаться завершения разбирательства.

Как оформить заявление на возврат средств, можете прочитать здесь

Отказ эмитента защитить своего клиента возможен в следующих случаях:

  • сотрудник, принявший жалобу, окажется некомпетентным;
  • банк принимает эти обязательства на себя в добровольном порядке.

Чтобы повысить вероятность успеха, стоит заключить соглашение с компанией, имеющей опыт в том, как сделать чарджбэк. Есть также шанс возвратить деньги через суд, если эмитент, отказав своему клиенту в помощи, допустит нарушения по срокам ответа на поступавшие обращения. Вероятность этого невелика, но все-таки, существует. А наиболее осуществимым способом добиться возвратного платежа остается аргументированное и обоснование своей правоты, адресованное эмитенту.

С уважением, НЭС - Чарджбэк Блог