Телефонные мошенники под видом сотрудников банков, операторов связи или госслужащих. Как можно вернуть деньги?
85% жертв мошеннических действий сами передают деньги мошенникам, находясь под воздействием обмана и манипуляций. Эти данные были озвучены на пресс-конференции, организованной воронежским отделением банка ВТБ.
Согласно статистике, в период с января по октябрь 2024 года до 80% всех зарегистрированных случаев телефонного мошенничества приходилось на самые распространенные схемы. Наиболее часто злоумышленники выдавали себя за сотрудников банков и операторов связи. На втором месте по частоте оказались телефонные звонки, якобы исходящие от государственных органов. В третьем случае мошенники предлагали клиентам возможность заработать деньги посредством инвестиций или дистанционного трудоустройства. В этом году 67% всех мошеннических звонков поступали по телефону, в то время как оставшиеся 33% были совершены через мессенджеры.
Атаки мошенников направлены на людей всех возрастов, полов, социальных статусов и местоположения, однако особое внимание преступники уделяют людям среднего возраста. Это связано с тем, что такие жертвы, как правило, имеют стабильные источники сравнительно высокого дохода.
Согласно данным ВТБ, в 2024 году мошенники стали активнее использовать персональные данные граждан. Например, при звонке они могут обращаться к потенциальной жертве по имени и отчеству. Схемы обмана подбираются с учетом возраста, социального положения и финансового статуса клиента, а также на основании информации о банковских продуктах, оформленных на его имя.
Как можно вернуть деньги от мошенников в подобных случаях
Мошенники часто убеждают своих жертв переводить деньги на карты, телефоны или кошельки завербованных физических лиц («дропперов», «дропов»). Такие платежи можно вернуть по решению суда, как неосновательное обогащение, в соответствии со статьей 1102 Гражданского Кодекса РФ.
В подобных делах ответчики, как правило, не могут предоставить обоснованный отзыв или возражение на исковое заявление, поскольку они не имеют никаких законных отношений с истцами, не заключали с ними сделок, не являются их родственниками и не состоят в трудовых отношениях.
Установление личности получателей платежей производится в ходе оперативно-розыскных мероприятий в рамках уголовного дела. Соответственно, необходимо подать в полицию заявление о совершении преступления, а затем необходимые ходатайства. Только после получения установочных данных о получателях платежей можно приступить к подготовке искового заявления и обращению в суд.
Перед тем, как обращаться с заявлениями, обязательно следует собрать доказательную базу, а также корректно подготовить документы. Следственные действия, как и рассмотрение дела в суде, требуют определенного времени.
Поэтому не стоит медлить! Обратитесь за юридической помощью сегодня!
Telegram: @nes_chargebacks
Вконтакте: nes_chargeback
Телефоны: +7 (499)-703-40-01, +7 (845)-24-07-001
С уважением, НЭС - Чарджбэк Блог