Многие активные пользователи банковских услуг сталкивались с проблемой возврата средств, списанных со счета незаконно либо по определенной ошибке. Такой процесс осуществляется банком и именуется чарджбэком (chargeback), который обычно вызывает массу вопросов и различных проблем, в основном, для клиента. Однако, для лучшего понимания причин данных проблем следует рассмотреть подробно сам механизм чарджбэка, который ответит на многие вопросы.

Истоки появления чарджбэка (chargeback)

С момента бурного развития электронных систем осуществления платежей удобство покупок и оплаты повысилось в разы. Клиенты банков, имеющие на руках пластиковую карту, могут довольно быстро осуществлять покупки или оплачивать услуги, что стало на руку недобросовестным компаниям, которые иногда обманывают своих клиентов. А с появлением различных брокерских компаний, которые готовы принимать оплату через онлайн банкинг, случаи списания средств и потери личных сбережений доверчивых граждан участились, что и явилось предпосылкой для организации определенного механизма по возврату украденных средств.

В теории, чарджбэк должен осуществлять быстрый и удобный возврат незаконно изъятых денежных средств, регулирование которого осуществляется международными платежными системами (далее МПС).

Схема работы возврата средств

Непосредственной процедурой возврата денег занимаются сами банки, поскольку по договору именно они обязаны осуществлять решение спорных вопросов по списанию средств с личных счетов своих клиентов. Схема работы довольно проста, сначала клиент оформляет письменную претензию на возврат списанных с его счета средств, далее банк-эмитент (банк покупателя) проверяет предоставленные данные и составляет официальный запрос в МПС, которая перенаправляет документы в банк-эквайер (банк продавца). Если же действительно выяснится, что деньги со счета клиента были списаны незаконно или необоснованно, то в обратном порядке банк эквайер возмещает затраты покупателю.

На практике же все происходит гораздо сложнее и дольше, поскольку для банка-эмитента это крайне трудоемкий процесс, которым заниматься он не хочет. Для этого и без того сложные параметры осуществления приема заявлений со стороны МПС ужесточают внутренние требования банков. Одним из таких требований является срок подачи заявления от пострадавшего, который со слов представителей банков в основном составляет не более 60 дней. В соответствии же с правилами МПС для возврата платежа должно пройти не более 540 дней с момента совершения списания со счета. Важно помнить, что главенствующее значение имеют международные правила, а не локальные акты банков. В этой связи необходимо настаивать на своем и не соглашаться с тем, что банк просто не хочет заниматься возвратом средств. Даже если говорить о сроке в 60 дней, ничего страшного в этом нет, и в двухмесячный срок можно успеть подать даже самое сложное заявление, но здесь в ход идут бюрократические уловки банков, которые всячески затягивают официальные сроки и в итоге, клиент теряет возможность рассмотрения заявки.

Само разбирательство в соответствии с правилами МПС занимает 60 дней, однако, данный срок может быть увеличен.

Опыт сотрудничества с Райффайзенбанк

В отношении своих клиентов Райффайзенбанк придерживается вполне лояльной и разумной политики: есть четкие основания на возврат платежей — есть и чарджбэк. Существует немало историй об отказах в возврате средств или затягивании сроков рассмотрения заявлений о чарджбэке, которые в итоге привели к потере возможности получения средств клиентом от мошенников.

Предпосылки для успешного чарджбэка

Нежелание проводить чарджбэк Райффайзенбанк является одной из многих ситуаций недобросовестной работы финансово-кредитных учреждений. Существует ряд рекомендаций, которые помогут добиться желаемого и вернуть свои деньги. Во-первых, необходимо удостовериться, что ваше письменное заявление принято и представлено к рассмотрению, и у вас на руках есть номер обращения. Во-вторых, вы предоставили банку реальные подтверждения того, что оплаченные товары и услуги реально не были получены, и с вашей стороны предпринимались документально подтвержденные попытки мирного урегулирования вопроса с торгово-сервисным предприятием.

В случае, если по вашему делу вынесено отрицательное решение, вам должны предоставить письменный ответ с обоснованием принятого решения. Если решение вынесено неправомерно, то необходимо обращаться в Роспотребнадзор и Центральный Банк и суд.

С уважением, НЭС - Чарджбэк Блог