Только трое высказались честно: Редакция НЭС о том, как прошла V Международная конференция по защите прав потребителей финансовых услуг
28 октября 2020 года в рамках недели инвесторов 2020 прошла V Международная конференция по защите прав потребителей финансовых услуг «Территория финансовой безопасности». Редакция НЭС возлагала большие надежды на этот форум.
Министры, четыре представителя Банка России, президенты профильных СРО и редакторы ведущих СМИ в течение 7 часов рассуждали о глобальных проблемах в масштабах рынков и государств. Но на вопросы о том, как противостоять налетающей волне финансового мошенничества здесь и сейчас, у высокопоставленных капитанов индустрии не нашлось ответов.
Содержание статьи
Участники игнорировали вопросы слушателей
Дискуссия в чате конференции была оставлена экспертами совершенно без внимания. Слушатели делились опытом и переживаниями большим количеством случаев мошенничеств. Гости настойчиво призывали спикеров обратить внимание на стремительный рост количества обманутых граждан. В ответ модераторы ограничивались замечаниями и призывами “задать конкретные вопросы”. Редакция НЭС задала докладчикам 27 конкретных вопросов, о них будет сказано ниже.
Из 23 выступавших только трое нелицеприятно и честно высказались о проблемах борьбы с финансовыми мошенниками.
Государственное просвещение проигрывает мошенникам?
Выступая на 3-й секции финансовый омбудсмен АРБ Павел Алексеевич Медведев резко заявил о полной неэффективности действующих просветительских программ профилактики финансового мошенничества.
Павел Алексеевич Медведев, источник: life.ru
“Лично я получаю по 2-3 раза в день различные предложения “выгодно” вложить свои деньги”, — поделился с участниками конференции Павел Алексеевич.
По словам эксперта, у Министерства Финансов достаточно средств для организации массового просвещения граждан в финансовой сфере. Однако ведомственные программы сфокусированы на производстве учебных продуктов (книг, брошюр, сайтов) и не занимаются их распространением. Напротив, мошенники вкладывают крупные суммы в рекламу и пропаганду своих «услуг».
“Я предложил Минфину часть денег потратить на то, чтобы купить на государственных телеканалах время для просвещения граждан. К примеру, 5 минут в неделю”, — сообщил эксперт.
После этих слов модератор Марат Шамильевич Сафиулин, Управляющий Федерального фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, резко оборвал выступление омбудсмена.
Агрессивный маркетинг профессиональных участников вводит в заблуждение
Андрей Паранич, директор Национальной Ассоциации специалистов финансового планирования, напомнил о том, что важной причиной массового притока инвесторов является агрессивный маркетинг финансовых организаций. “При этом потребителей вводят в заблуждение”, — заявил эксперт.
Андрей Паранич, источник: finversia.ru
Андрей Паранич напомнил, что “недоинформированные” клиенты будут винить в своих убытках финансовые рынки в целом. Таким образом в обществе возникнет массовое предубеждение против финансовых услуг как таковых.
«Финансовая организация всегда будет предлагать более маржинальные для себя продукты», — напомнил эксперт.
Банки навязывают невыгодные и рисковые продукты
Выступавший на последней секции Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), поделился выводами из статистики, которую КонфОП собирал в течение 7 лет по заказу Минфина в рамках проекта по финансовой грамотности. «Банки — это лучший канал продажи самых гнилых продуктов. Не обманешь — не продашь», — заявил эксперт. Дмитрий возложил ответственность за выход на финансовые рынки массового неквалифицированного инвестора на кредитные учреждения и их дочерние компании.
О чем молчат эксперты
Все неудобные вопросы зрителей так и остались без ответа. Модераторы обещали, что выступающие ответят участникам напрямую, по электронной почте, но, как обычно, дальше обещаний дело не продвинулось. Журналисты НЭС пытались получить решение хотя бы этих трех частных проблем, с которыми сталкиваются наши клиенты:
1. Куда конкретно нужно обратиться пострадавшему от мошенников в интернете, чтобы уполномоченные органы провели проверку и, хотя бы, заблокировали сайт на территории РФ или Казахстана?
2. Почему Роспотребнадзор на своем сайте приводит чарджбэк как реальный законный механизм защиты прав потребителей, а банки говорят, что не должны делать чарджбэк?
3. Как защитить права клиенту банка (физическому лицу), если банк не исполняет требования ЦБ и другие нормативные акты, что влечет за собой потерю средств?
Но их тоже «замели под ковер». Зато немногочисленные ответы просто поражали своей откровенностью. К примеру, заместителя начальника Управления пресечения недобросовестных практик Банка России Афанасьевой Марии Константиновны:
Журналист: “Мария Константиновна, какая ответственность предусмотрена для банков, если они обслуживают компании из 2 и 3 группы юрисдикций, приведенных в Указании ЦБ от 07.08.2003 №1317-У без резервирования?”
Эксперт: Мошенники привлекают средства таким образом, что банковское регулирование никак не может их ограничить
Ответ настоящего борца за права своих граждан. Сами представители Банка России открыто говорят, что компетентные органы не могут помочь своим гражданам в спорах с компаниями, зарегистрированными в других юрисдикциях. Сотни тысяч пострадавших граждан остаются без защиты в собственном государстве. Уполномоченные лица не просто уходят от ответов, они их открыто игнорируют. К сожалению от того, что министры и эксперты стараются не замечать стремительный рост мошенничества, он никуда не денется. А подобное равнодушие дополнительно создает для мошенников благоприятную почву.
С уважением, НЭС - Чарджбэк Блог